Внимание исследователей ВИЧ-инфекции давно привлек витамин D, его способность, например, влиять на риски сердечных заболеваний при ВИЧ, на вирусологический ответ при ко-инфекции ВГС, сформулированы и рекомендации по диагностике, профилактике и терапии дефицита витамина D у ВИЧ-положительных. В мае журнал Clinical Infectious Diseases опубликовал результаты первого международного исследования, определившего роль витамина D как фактора, влияющего на вирусологический ответ при АРВТ.
В ходе исследования PEARL был получен большой объем данных, ретроспективный анализ которых позволил в том числе уточнить и аспекты, связанные с витамином D. В исследование были включены в период с 2005 по 2007 годы пациенты из. Бразилии, Гаити, Индии, Малави, Перу, Южной Африки, Таиланда, США и Зимбабве.
Почти у половины (49%) участников исследования отмечался низкий исходный уровень метаболита витамина D — 25-гидроксикальциферола (25-OH-D3). Распространенность дефицита витамина D для Бразилии составила 27%, 78% в Таиланде и 72% в Индии, и до 92% среди афроамериканцев в США.
Низкий исходный уровень витамина D был связан с рисками возникновения вирусологической неудачи при антретровирусной терапии более, чем в два раза (ОР = 2,13, 95% ДИ, 1,81-3,50).
Полученные данные позволяют предположить, что дефицит витамина D может нести риски медленного или неадекватного роста иммунного статуса при терапии ВИЧ-инфекции, однако, недостаточное число наблюдений не позволило сделать статистически значимые выводы.
Следует отметить, что диагностика снижения уровня витамина D, а именно определение 25-гидроксикальциферола (25-OH-D3), в Российской Федерации весьма редко доступна в государственных медицинских учреждениях, а в частных лабораториях этот анализ достаточно дорог (стоимость от 2000 рублей и более).